Прочитать полный текст статьи

Сегодня мы хотим в очередной раз осветить проблему распространения поддельных изделий для защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО). Расскажем о том, какую опасность несет в себе использование контрафактных изделий, какие последствия при этом бывают, и как убедиться в качестве предлагаемых изделий.

Инженерная защита населения является важной частью оборонного потенциала страны и обязательной составляющей комплекса мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Итоги плановых проверок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны с контролирующими органами МЧС России показывают, что большая их часть не готова к приему укрываемых, а средства коллективной защиты, а именно фильтровентиляционное оборудование (ФВО) выслужило установленные сроки, либо просто отсутствует.

Участились и случаи обнаружения установленного ФВО контрафактного происхождения (чаще всего это ФПУ-200, ФП-300, РП100, ПФП-1000, регенеративные установки и др.) Только в 2010 году на заводы-изготовители, а именно на ОАО «Тамбовмаш», ОАО «Электростальский химико-механический завод» («ЭХМЗ») и в наш адрес поступило более 50 запросов от организаций-потребителей ФВО о проверке подлинности данного оборудования. Из них в 20 случаях была выявлена продукция контрафактного происхождения.

Контрафактные изделия изготавливаются без соблюдения соответствующих норм и правил, путем перекраски и перемаркировки списанных изделий либо изделий с хранения или с истекшим гарантийным сроком. Поставляются такие изделия с поддельными сертификатами и паспортами, по ценам, как правило, ниже, чем у производителя.

Зачастую распространители контрафактной продукции, надеясь получить «выгоду», а предприятия-потребители, в целях экономии финансовых средств не осознают всю серьезность ситуации и не задумываются о последствиях. Так как вся эта продукция по своим защитным и техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым по качеству, ее использование по прямому назначению может привести к гибели людей.

С целью соблюдения безопасности своих граждан государство контролирует и производство, и реализацию, и хранение, и утилизацию средств РХБ, в том числе и средств коллективной защиты в особом режиме. Выполнение всех вышеуказанных действий регулируется нормативно-правовыми актами законодательства по ГОЧС, в частности, Директива № 566\2\6598 Управления войск РХБЗ МО РФ предписывает ужесточить контроль за производством и поставкой продукции специального назначения, рассматривать все договоры на поставку продукции, и т.п.

Следовательно, весь объем производимых средств коллективной защиты населения на российском рынке реализуется или заводамипроизводителями, или через их официальных дилеров, имеющих все необходимые документы от завода, или через организации, имеющие необходимые разрешительные документы на поставку.

ОАО «Тамбовмаш» и ОАО «ЭХМЗ» являются основными производителями ФВО и других средств коллективной защиты в Российской Федерации. На этих предприятиях в последние годы ведется учет всех отгруженных изделий по номеру партии и номеру изделия вплоть до места установки.

Списанное ФВО должно утилизироваться строго на предприятиях, имеющих лицензию на утилизацию вооружения и военной техники, выданную лицензирующим органом Федерального агентства по промышленности.

Следует учитывать, что отдельные составляющие некоторых изделий ФВО при соединении с инородными веществами, например с водой, становятся токсичными и могут нанести вред окружающей среде и людям. Кроме того, списанные изделия могут попасть в руки производителей контрафакта и далее, на вторичный рынок.

Реализация продукции не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, с точки зрения закона является преступлением, предусмотренным статьей 238 УК РФ.

Потребителям во избежание приобретения контрафактного оборудования, рекомендуем согласовывать закупки продукции со специалистами Главных управлений МЧС субъектов РФ. Запрашивать у поставщиков письма от заводов-изготовителей, подтверждающие принадлежность данного оборудования к выпуску на заводе-изготовителе.

Закупившим ФВО и другие средства коллективной защиты, компания «Технологии охраны здоровья» предлагает содействие в проверке данных о происхождения этого оборудования, вплоть до проведения экспертизы в лабораториях заводов-производителей ФВО. Вы можете обратиться в нашу компанию с любыми вопросами, связанными с утилизацией и приобретением как средств коллективной так и индивидуальной защиты.