1. Настоящие методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО) устанавливают порядок проведения инвентаризации ЗС ГО на территории Российской Федерации. Порядок проведения инвентаризации ЗС ГО приведен в приложении № 1
2. К объектам, подлежащим инвентаризации, относятся ЗС ГО (убежища и противорадиационные укрытия) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).
3. Основными целями и задачами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
- определение фактического состояния ЗС ГО и выработка предложений по их дальнейшей эксплуатации;
- сверка учетных сведений (наличие паспорта ЗС ГО);
- приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами ЗС ГО;
- выявление пользователей, владельцев, установление собственников ЗС ГО;
- выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению ЗС ГО, а также нарушение в их использовании;
- определение мер, направленных на обеспечение сохранности и повышение эффективности использования ЗС ГО;
- выработка предложений для принятия решений о дальнейшем использовании ЗС ГО, не отвечающих требованиям, предъявленным к ЗС ГО;
- корректировка автоматизированной базы данных ЗС ГО;
- определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предложения о разграничении права собственности в отношении ЗС ГО формируются исходя из основных рекомендаций:
а) к федеральной собственности относятся:
- ЗС ГО, используемые в интересах федеральных органов исполнительной власти и организаций, находящихся в их ведении;
- ЗС ГО, используемые для защиты работников организаций федеральной формы собственности.
б) к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- ЗС ГО, используемые в интересах федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- ЗС ГО, используемые для защиты работников организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- ЗС ГО, предназначенные для укрытия населения соответствующего субъекта Российской Федерации.
в) к муниципальной собственности относятся:
- ЗС ГО, используемые для укрытия населения соответствующего муниципального образования;
- ЗС ГО, используемые для защиты работников организаций, находящихся в муниципальной собственности.
4. Инвентаризация осуществляется ар месту нахождения ЗС ГО территориальными и объектовыми инвентаризационными комиссиями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствие с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Председателями инвентаризационных комиссий целесообразно назначать заместителей руководителей республиканских, краевых, областных и районных администраций муниципальных образований, а на объектах экономики заместителей руководителей этих организаций. В состав территориальных комиссий должны входить представители главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по согласованию), территориальных органов Росимущества (по согласованию), органов управления имуществом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (по согласованию) и органов технической инвентаризации (по согласованию).
В зависимости от местных условий, а также при наличии большого количества ЗС ГО допускается создание инвентаризационных подкомиссий.
Каждая инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
5. При проведении инвентаризации каждая инвентаризационная комиссия в соответствие с поставленными перед ней задачами выполняет следующие работы:
5.1. Проверка наличия и состояния паспортов и журналов учета ЗС ГО, их соответствие реестрам учета государственного и муниципального имущества, осуществляющих управление имуществом. Фактическое наличие ЗС ГО, его основные характеристики определяются путем обязательной сверки всей необходимой правовой и технической документации.
5.2. Проверка наличия документов. Подтверждающих права пользователей ЗС ГО.
5.3. Визуальный осмотр ЗС ГО с фотофиксацией основных элементов ЗС ГО (фотоснимков):
общее состояние сооружения, состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и вытяжных каналов;
состояние несущих и ограждающих строительных конструкций (осмотром поверхностей стен, потолков, полов) во всех помещениях ЗС ГО;
у отдельно стоящих ЗС ГО – состояние обвалования, у встроенных состояние отмостки;
исправность систем вентиляции, водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
исправность защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставен и других защитных устройств;
использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения.
5.4. Проверка наличия эксплуатационной документации ЗС ГО, в соответствии с перечнем, утвержденным приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
5.5. Заполнение инвентаризационной карточки на каждое ЗС ГО по прилагаемой форме № 11. По окончании составления инвентаризационных ведомостей карточка передается на хранение в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации.
6. Составление инвентаризационных ведомостей по прилагаемым формам №№ 1, 2, 3, 4, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии.
7. При выявлении фактов отсутствия учетных документов или несоответствия учетных данных фактическим, инвентаризационная комиссия должна включить в ведомость реальные показатели и отразить факт несоответствия или отсутствия документов.
8. В случае выявления неучтенных ЗС ГО их инвентаризация и оценка технических параметров и технического состояния проводится в соответствии с Правилами по эксплуатации ЗС ГО.
9. В случае выявления ЗС ГО, необоснованно поставленных на учет, инвентаризационная комиссия вносит такие объекты в отдельные инвентаризационные ведомости по прилагаемой форме № 3.
10. Оценка готовности ЗС ГО осуществляется в соответствии с приложением № 2.
11. В случае выявления фактов использования ЗС ГО без надлежащим образом оформленных прав, инвентаризационная комиссия отражает данные случаи в ведомости.
12. В случае отказа в предоставлении запрашиваемой информации, предоставления заведомо ложной информации либо препятствования проведению инвентаризации, к инвентаризации ЗС ГО следует привлекать представителей правоохранительных органов и органов прокуратуры Российской Федерации.
13. Порядок отчетности по итогам инвентаризации ЗС ГО:
13.1. До 01.09.2013 принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации распоряжений о проведении инвентаризации ЗС ГО назначении инвентаризационных комиссий.
13.2. До 31.07.2014 формирование инвентаризационными комиссиями и согласование с главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения по формам №№ 8, 9, 10.
13.3. До 31.08.2014 направление инвентаризационными комиссиями субъектов Российской Федерации в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, территориальные управления Росимущества в субъектах Российской Федерации сведений по итогам инвентаризации по прилагаемым формам №№ 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10. Материалы фотофиксации направляются в печатном виде и на электронном носителе (диск CD, DVD).
13.4. До 30.09.2014 направление главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, в соответствующий региональный центр МЧС России, согласованных с территориальным управлением Росимущества, сводных сведений ЗС ГО, расположенных на территории субъекта Российской Федерации по итогам инвентаризации по формам №№ 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 и анализа итогов инвентаризации ЗС ГО в соответствующем субъекте Российской Федерации. Материалы фотофиксации направляются в печатном виде и на электронном носителе (диск CD, DVD).
13.5. До 30.10.2014 предоставление региональными центрами МЧС России, главными управлениями МЧС России по г.Москве в Департамент гражданской защиты МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС, Росимущество (Управление по размещению федеральных органов исполнительной власти и иных организаций) инвентаризационных ведомостей и перечней по формам №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, сводных ведомостей по форме № 3 за регион и анализа итогов инвентаризации ЗС ГО в соответствующем Федеральном округе, полученных от главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
13.6. В адреса МЧС России и Росимущества показатели инвентаризации предоставляются на бумажном носителе (формата А4) и электронном виде в редакторе Excel. Материалы фотофиксации направляются в печатном виде и на электронном носителе (диск CD, DVD).
13.7. Сводные показатели инвентаризации оформляются с соблюдением требований по сохранению государственной и военной тайны.
14. До 15.06.2015 г. по итогам проведения инвентаризации Росимуществом по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании пункта 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» готовится проект постановления Правительства Российской Федерации о разграничении права собственности в отношении ЗС ГО в необходимых для осуществления субъектами Российской федерации полномочий в области гражданской обороны.